DOI: https://doi.org/10.20998/%x

Об учителе с любовью

Oleksandr Romanovskyi

Анотація


Статья посвящена памяти выдающегося украинского педагога и философа, Человека-творца - Ивана Андреевича Зязюна.

Раскрыты особенности широкой палитры многогранной натуры ученого, его предназначение, сила интеллекта, талант общения с людьми, богатейший жизненный опыт, его научная и жизненная философия, впитавшая в себя лучшие идеи всемирно известных философов и педагогов.

Акцентируется внимание на научном наследии великого ученого. В центре внимания - основные положения его концепции Педагогики Добра: понимание значения личности педагога; рассмотрение педагогики как искусства; важность направленности педагога на добро, красоту, истину; значимость нравственности педагога для эффективной профессиональной деятельности; аксиологическая линия понимания чести и достоинства у других людей; гуманность преподавателя и учителя в отношении студента и ученика; необходимость развития у учеников направленности на саморазвитие; определяющая роль образования не только в развитии личности, но и общества в целом; ответственность каждого человека, живущего на планете; видение стратегического направления в развитии теории и практики философских, педагогических и психологических исследований в формировании творческой личности, политических, экономических и профессиональных элит в XXІ столетии. Проведен анализ истоков формирования научной школы И.А. Зязюна, раскрыты ключевые идеи и научные направления, разрабатываемые учениками и последователями ученого.

The article is devoted to memory of outstanding Ukrainian teacher, philosopher, Man creator - Ivan Zyazyun.
The author reveals features a rich palette of beautiful multi-faceted nature of the scien-tist, his destiny, the power of his intellect, his talent in communicating with people, rich life expe-rience, his science and philosophy of life, absorbed the best ideas of the world-famous philoso-phers and teachers. The scientific heritage of the great scientist are focused in the article. The focus of the basic concept of good pedagogy: understanding the meaning of the individual teacher; consideration of pedagogy as an art; the importance of the teacher's direction for good, beauty and truth; the importance of morality teacher for effective professional activity; axiological line understanding of the honor and dignity of other people; humanity in relation to the teacher and teacher-to-student and student; the need to develop the students focus on self-development; defining the role of education in the development of not only the individual, but also society as a whole; the responsibility of each person living on the planet Earth; vision of the strategic direction in the development of the theory and practice of philosophical, pedagogi-cal and psychological research in the development of a creative personality, political, economic and professional elites in the XXI century. The author, analyzing the origins of the scientific school Ivan Zyazyun, reveals the leading ideas and research directions developed by pupils and followers of the teachings.

 


Ключові слова


личность Учителя; Педагогика Добра; жизненная философия ученого; научное наследие; научная школа; достоинство; духовность; нравственность; честь; талант ученого; ученики

Повний текст:

PDF (Русский)

Посилання


Зязюн І.А. Педагогіка добра: ідеали і реалії: Наук.-метод. посіб. / І.А.Зязюн. - К.: МАУП, 2000. - 312 с.

Зязюн І.А. Діалектика ціннісних суджень та відношень /І.А.Зязюн //Проблеми та перспективи формування національної гуманітарно-технічної еліти: Зб. наук. праць/ за ред. Л.Л. Товажнянського, О.Г. Романовського. - Вип. 27 (31): в 3-х ч. - Ч. 1. - Харків : НТУ “ХПІ”, 2010. - С.28-39.

Зязюн І.А. Духовна еліта у суспі-льстві: інтелігентність і громадянськість / І.А.Зязюн // Проблеми та перспективи фор-мування національної гуманітарно-технічної еліти: Зб. наук. праць / За ред. Л.Л. Товажнянського та О.Г. Романовського. - Вип. 1 (5). - Харків: НТУ “ХПІ”, 2003. – С. 32-42.


Пристатейна бібліографія ГОСТ